пятница, 19 июля 2013 г.

Слово Божие пробуждает наше сознание

Внутреннее содержание потеряно. И как это могло получиться? А очень просто. Часто внешняя форма не только не дает роста, а всякие ростки заглушает и забивает.

Вот так оно получается. В старое время мы видели, какое могущество Церкви, монастырей, их цветущее положение. Почему, собственно, недоразумение возникло? А в том, что вперед не смотрели. А те, которые вперед смотрели, они оставили нам напоминание и жизнью своею свидетельствовали, что понимали положение времени и указывали. Вспомните Тихона Задонского. Вспомнить надо Феофана Затворника: бежит. Как же это так? Теперь возьмем многих других, которые уходили. Казалось — надо громить, указывать... а они — уходили. Они смотрели вперед! Тихон Задонский говорил, пробуждая общую спячку и холодность веры. Феофан Затворник уходил в затвор, поскольку положение, в котором находилась Церковь Божия и характер монастырской жизни были таковы, что невозможно было что-то сделать. Он решил: пойду в затвор и в затворе буду делать самое насущное. Что самое насущное? Народ живет без Слова Божия! Страшно подумать и даже представить. Как же это так? В старое время народ жил без Слова Божия! Да, жил без Слова Божия!

 Слово Божие богато было, но люди-то не имели к нему никакого интереса. Поэтому Тихон Задонский еще в XVIII веке старался возбудить сознание проповедью, а Феофан Затворник в XIX веке хотел помочь простому народу, чтобы народ понимал Слово Божие, стал бы им дорожить. И он вот начал писать. Слово Божие прекрасно изъяснено Иоанном Златоустом. Но Иоанн Златоуст — это громаднейшие 12 томов — 25 книг, бедному крестьянину какому-нибудь можно было их иметь? Это целое громадное сокровище, и вот Феофан Затворник решил помочь народу. Надо было составить краткое по духу и по содержанию, как у Златоуста, понимание Слова Божьего, и предложить народу. Он над этим трудился. Будучи в затворе, он получал письма и на них отвечал. Он отвечал на них так, как требовало сознание Слова Божия и ответственности перед Богом. Он все изъяснял. Вот эти-то письма составили внутреннюю духовную жизнь, из которых и составились потом книги: «Путь к спасению», и «Как начать христианскую духовную жизнь», и «Начертание христианской нравственности». Как Тихон Задонский, так и Феофан Затворник усматривали единственную возможность, чтобы народ подготовить к грядущим испытаниям. Слово Божие пробуждает наше сознание.

Так точно нам сейчас приходится жить при таком трудном положении. Мы можем быть совершенно инертными, мертвыми, и внутренне совершенно чужими. До тех пор, пока мы не займемся тем делом, о котором мы сегодня читали в Евангелии.
Спаситель сказал Никодиму:
«Надо родиться свыше».
Надо осознать внутреннюю ценность. Эту внутреннюю ценность про-работать, а что против — отвергнуть. А что мы видим? В церковной жизни, в монашеской совершенно нет работы внутреннего духа, нет того, чтобы в нас совершалось благодатное возрождение.
Придут иные времена!
Потому что тех средств, которые мы теперь имеем — их не будет. Не будет материальных средств. Материальные средства мы сейчас имеем.
Но наступит время, когда Церковь Божия восчувствует материальных средств. Почему? Да ведь большинство — верующие по традиции. А преемников этой традиции нет. Чтобы сделать современного человека верующим - большой труд. Этот большой труд почти невозможен. Чтобы современного человека, который с детства воспитан в атеистическом духе, чтобы сделать верующим, да еще православным — почти невозможно. Появляются единицы, на которых смотрят, как на ненормальных.

Смотрите, какая нас ждет перспектива! Надо взяться за внутренние сокровища, за собственную жизнь, за собственную веру.
Веру надо утвердить, укрепить, напитать Словом Божиим.
Этого мы пока не вполне сознаем - надо трудиться! Тогда все прочее приложится.
Мы забыли, что имеем много прекрасных возможностей: имеем и храмы, но к прискорбию, они, кроме воскресных дней, пустуют. Имеем и Слово Божие, но его никто не читает. А какую мы получили прекрасную возможность, кто может извиниться в том, что не имеет Слова Божия? Так вы же грамотные, так неужели у тебя нет возможности переписать Слово Божие собственной своей рукой?!
Этого не делают... А ведь вы прекрасно грамотные... Бумагою мы не дорожим. Возможностей и времени тоже сколько хочешь... Если мы будем держать себя так и так понимать веру и положение Церкви Божией, то к нам относятся слова Христа-Спасителя, который сказал:
«И отнимется от нас Царство Божие, и дастся народу, творящему Его».
Аминь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий