вторник, 16 июля 2013 г.

Проповедь на окончание чтения Евангелия от Матфея

Матери, сестры, братья христиане!

 Во всем особая проявляется забота,милость, мудрость Божия в деле нашего спасения. Вы прекрасно знаете, что когда человека увещевают, он прислушивается и меняется. Но иногда бывает, что это увещевание уже не действенно, и тогда требуются особые, устрашающие, решительные меры. Заканчивается чтение Евангелия от Матфея.


 Кто бывал в Церкви Божией, тот прекрасно знает, как в этом Евангелии постепенно развивается все домостроительство нашего спасения: как Господь Бог воплотился, как Он проповедовал, как страдал, а потом принял смерть. Это Евангелие вкратце раскрывает всю деятельность, все домостроительство Христа Спасителя, выраженным Его пришествием в мир. А вот евангельские слова, на которых наше внимание останавливается. Господь перед Своими страданиями, как бы находясь последнее время с учениками и с народом, предупреждает. Господь говорит: «Тот, кто слушает слово Мое, тот матерь, сестра и брат Мне есть». Если мы слушаем слово Божие, то мы приобретаем такую близость и так близок бывает нам Господь, что мы делаемся сестрой, братом и матерью Божией. Вы слышали подтверждение слов Господних: «Скорее небо и земля мимо пройдут, нежели одна черточка не совершится из того, что Я сказал». С каким вниманием, с какой верностью мы должны относиться к слову Божию! Господь сказал: «Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш придет». У каждого из нас жизнь совершается в таких условиях, что человек не может часто сказать, когда закончит земное пребывание здесь, когда Господь его призовет и в каких обстоятельствах. Каждого из нас окружает тайна. Вместе с тем мы прекрасно знаем, что к этому неизбежному концу каждый из нас приближается. Господь предупреждает нас: «Будьте бодрственны!» Для того, чтобы каждому человеку жить, требуется немало, прежде всего — соблюдение нравственной жизни. Нет такого момента, таких обстоятельств, где бы человек был оставлен в покое. Всегда надо иметь напряженное бодрствование. Только в бодрствовании он может считать себя стоящим. Поэтому наша духовная жизнь укладывается в двух словах: умное трезвение и молитва. Мы должны всегда трезвиться и пребывать в молитве. Трезвение необходимо нам — если не будем трезвиться, то совершенно потеряем то, в чем даже находимся. А молитва нам нужна для того, чтобы пребывать в том, что мы есть. Поэтому постараемся выполнить волю Божию. Апостол Павел в своем послании ясно говорит, что воля Божия во Иисусе Христе о вас та: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все Бога благодарите». Радоваться тому, что мы дети Божий, что Господь так о нас беспокоится, окружает любовью. Все, что мы можем представить себе и в тех условиях, в которых живем, мы можем поражаться тому, как любовь Христова объемлет нас. Мы люди разумные — нам дана жизнь. Все то, что окружает, научает нас, что мы здесь на земле ни в чем не можем найти покоя. Требуется человеку такая опора, уверенность и требуется человеку особая милость благодатного озарения и благодатные силы для его стояния. Мы в сознании на первом месте должны иметь — кто мы такие? Мы дети Божий! Как же нам быть, как стоять, чтобы сознавать этот дар Божий, что мы дети Божий? Надо непрестанно молиться и за все Бога благодарить! Господь предоставил нам такую благодатную возможность! В храме Божием мы чуть ли не все причастники! Как это прекрасно! Некоторые же относятся к этому с совершенным пренебрежением. Такая великая милость Божия! И приходят они к тому, чтобы приступить к чаше Христовой, а у них не находится никакого другого сокрушения, кроме одного: «Вот я вчера скушала яичко». Как будто бы то, что ты скушала яичко, является преградой между тобой и Богом. К какому таинству ты приходишь? Задают вопросы: «Мне завтра обязательно надо отслужить молебен, потому что я именинница». А я спрашиваю: «А ты причащаться будешь?» «Буду». Как же так? Ты причащаться будешь, к тебе придет Господь, так поговори, побеседуй с Господом, попроси, чего тебе надо. Какой же тебе нужен молебен? Ведь Господь Сам к тебе пришел! Осознавай — Господь к тебе пришел! Ты здесь в такой близости находишься к Нему — проси! То, что ты причастилась, никакого значения для тебя не имеет, а надо служить молебен! Какая здесь вера? Вы совершенно не верите в могущество и целительность этого всеочищающего значения таинства причащения. У нас нет на человеческом языке выражений, образов, которые разрешили хотя бы чуть-чуть прикоснуться умом к этому величайшему таинству. Господь приходит к нам, в наше сердце вселяется, делает его обителью Своей и Своими Божественными Тайнами, Телом освящая нас, омывая с нас грехи и тело наше делает соответственным Христу! Вот какую тайну надо иметь в сознании! Если человек это будет иметь, он уже совершенно по-другому будет относиться к Причастию. Сознав, что к нему пришел Господь, с Господом своим Спасителем побеседует, изложит перед Ним свои нужды! Самое главное, ты должен порадоваться тому, что Господь так близко к тебе пришел, и что Он хочет того, чтобы твое сердце было по сердцу Божию! Вот почему ты должен думать не о житейском благополучии, а о том, что Господь приходит для того, чтобы твое сердце сделать по сердцу Своему! Господь говорит: «Сын Мой, дочь Моя, дай Мне сердце твое»! Вот мы стоим за Божественной литургией. А за Божественной литургией звучат такие слова (их произносит священник): «Горе имеим сердца»! Вы в этот момент, когда священник их произносит, поднимите свои сердца ко Господу! Господь призывает нас. Переживая это великое таинство, мы поем: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея!» Прежде чем мы причастились, уже поем хвалебную песнь небу и земле: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Исполнь небо и земля славы Твоея!» Отчего? Оттого, что Сам Христос пришел и совершает служение «О всех и за вся». Как же тут не радоваться? Скажите, где место греха, где место неверия, где место смерти? Нет! Сам Христос Спаситель совершает это великое служение и призывает: «Примите, ядите, пиите от нея вси». Теперь заключается с нами Новый Завет. «Сия Кровь Моя, Новый Завет в Моей крови, которая за вас и за многия проливается во оставление грехов». Вот какой тайной, великой тайной мы должны жить, вот что должно наполнять наше сердце. Когда будем в таком состоянии, мы совершенно по-другому будем и к таинству приступать, и переживать эти великие моменты и перерождаться. Если же мы не будем верить в могущество этого таинства и не будем верить, что нам предлагается самое существенное, самое величайшее наше счастье, то мы не христиане, поскольку не понимаем, что значит жить в Боге! Да поможет нам Господь жить именно этой верой! Постарайтесь в своей жизни всегда хранить то первостепенное, что является содержанием веры вашей и основой вашего спасения. Такова апостольская вера. Апостол Павел в своем послании так и говорит: «Я верую в Сына Божия, меня возлюбившего и предавшего Себя за меня». Каждый должен на этом строить свою жизнь, в этом черпать свои радости. Господь видел апостола Павла и знал, что он гонитель и обидчик. А потом был призван Господом и после этого какую он стяжал веру. «Я верую в Сына Божия, меня возлюбившего и предавшего Себя за меня». Каждый из нас должен чувствовать и осознавать: Господь тебя возлюбил и Господь за тебя на кресте умер! После этого, скажи, какова должна быть твоя вера и какое пламенное желание ко Господу! С каким усердием ты должен приступать к чаше Христовой! На этом камне надо строить свою жизнь. Другого пути спасения нет. А ведь это доступно. И вы, пришедшие сюда в обитель, помните — это должно быть для вас самым главнейшим. На этом вы строите свое упование, в этом черпаете нужные вам благодатные силы для души, и для здоровья, и благополучия вашего. Господь на вечере сказал о Чаше: «Я дам ее за жизнь мира». Пребывая в обители, помните, что вас обитель всегда призывала к Чаше Христовой. В Чаше Христовой все! Вся наша будущая жизнь. Мы живем в обществе и несем долг, ответственность за весь мир. А Господь сказал: «И дам ее за жизнь мира». Поэтому, когда мы так усердствуем о причащении, мы несем величайший долг перед всей Вселенной. Вашим причащением живет вся вселенная! Хорошо! Как хорошо! Иначе и быть не может. Вы ведь дети Божий! Вы должны быть преисполнены любовью Божией. Господь сказал: «Будьте совершенны так, как Отец ваш Небесный совершен». Мы удостоились такого великого служения, такого великого таинства! Мы не отделяем себя от мира! А раз это залог вечной жизни, мы благоговейно приступаем к Чаше Христовой.

Комментариев нет:

Отправить комментарий