среда, 8 января 2014 г.

Внутреннее содержание и внутренняя ценность

Внутреннее содержание потеряно. Как это могло получиться? А очень просто. Часто внешняя форма не только не дает роста, а, наоборот, забивает и заглушает всякие ростки. В старое время мы видели, какое было могущество у Церкви и монастырей. Почему, собственно, недоразумение возникло? Потому, что вперед не смотрели. А те, которые смотрели вперед, оставили нам напоминание и жизнью своею свидетельствовали, что они подлинно понимали, что происходит, и указывали на это. Вспомните Тихона Задонского - уходит в затвор! Вспомнить надо и Феофана Затворника - бежит! Как же это так? Возьмем многих других, которые уходили - казалось, надо громить, указывать, а они - уходили. Они смотрели вперед! О чем говорил святой Тихон Задонский? Он пробуждал нашу спячку, холодность веры нашей! То, что Феофан Затворник уходит в затвор, так это потому, что положение, в котором находилась Церковь Божия и тот характер монастырской жизни были в таком положении, что невозможно стало что-то сделать.
      Что нужно было? Пойду я в затвор и в затворе буду делать самое насущное. Что же самое насущное? - Народ живет без Слова Божия!!! Страшно подумать и даже представить! Как же это так? В старое время народ жил без Слова Божия! Да, жил без Слова Божия! Слово Божие богато было, но люди-то не имели к нему никакого интереса. Потому-то Тихон Задонский старался возбудить сознание проповедью, а Феофан Затворник хотел помочь простому народу, чтобы народ понимал Слово Божие, стал бы им дорожить. И вот он начал писать. Но ведь Слово Божие прекрасно изъяснено святым Иоанном Златоустом? Но Иоанн Златоуст - это громаднейшие 12 томов, 25 книг; какому бедному крестьянину можно было их иметь? Это целое громадное сокровище! И вот Феофан Затворник решил помочь народу. Значит, надо составить краткое по духу, по содержанию, как у Златоуста, такое толкование Слова Божия - и предложить народу. Вот над этим он и трудился. Находясь в затворе, он получал письма и отвечал на них. Он отвечал так, как требовало сознание совести, слово Божие и сознание ответственности перед Богом. Все он изъяснял. Вот эти-то письма и составили потом книги - "Путь к спасению". В них рассказывалось, как начать христианскую духовную жизнь, и содержалось начертание христианской нравственности. И Тихон Задонский, и Феофан Затворник усматривали единственную возможность - подготовить народ к грядущим испытаниям, поскольку Слово Божие пробуждает наше сознание.

       Так точно и мы находимся в трудном положении. В настоящем положении мы совершенно мертвы, инертны и внутренне совершенно чужды друг другу. До тех пор это будет, пока не займемся тем делом, о котором мы сегодня читали в Евангелии. Спаситель сказал Никодиму: "Надо родиться свыше". Надо понять внутреннюю ценность. Работать над этой внутренней ценностью, а что против - отвергнуть. А что мы видим? В церковной жизни, в монашеской, нет совершенно этой работы внутреннего духа, то есть того, чтобы в нас совершалось благодатное возрождение. Придут времена, когда тех средств, которые мы теперь имеем - не будет. Материальные средства мы сейчас имеем, но наступит время, когда Церковь Божия возжаждет материальных средств.

Комментариев нет:

Отправить комментарий