Внутреннее содержание
потеряно. Как это могло получиться? А очень просто. Часто внешняя
форма не только не дает роста, а, наоборот, забивает и заглушает всякие ростки.
В старое время мы видели, какое было могущество у Церкви и монастырей. Почему,
собственно, недоразумение возникло? Потому, что вперед не смотрели. А те,
которые смотрели вперед, оставили нам напоминание и жизнью своею
свидетельствовали, что они подлинно понимали, что происходит, и указывали на
это. Вспомните Тихона Задонского - уходит в затвор! Вспомнить надо и Феофана
Затворника - бежит! Как же это так? Возьмем многих других, которые уходили -
казалось, надо громить, указывать, а они - уходили. Они смотрели вперед! О чем
говорил святой Тихон Задонский? Он пробуждал нашу спячку, холодность веры
нашей! То, что Феофан Затворник уходит в затвор, так это потому, что положение,
в котором находилась Церковь Божия и тот характер монастырской жизни были в
таком положении, что невозможно стало что-то сделать.
Что нужно было? Пойду я в затвор и в
затворе буду делать самое насущное. Что же самое насущное? - Народ живет без
Слова Божия!!! Страшно подумать и даже представить! Как же это так? В старое
время народ жил без Слова Божия! Да, жил без Слова Божия! Слово Божие богато
было, но люди-то не имели к нему никакого интереса. Потому-то Тихон Задонский
старался возбудить сознание проповедью, а Феофан Затворник хотел помочь
простому народу, чтобы народ понимал Слово Божие, стал бы им дорожить. И вот он
начал писать. Но ведь Слово Божие прекрасно изъяснено святым Иоанном
Златоустом? Но Иоанн Златоуст - это громаднейшие 12 томов, 25 книг; какому
бедному крестьянину можно было их иметь? Это целое громадное сокровище! И вот
Феофан Затворник решил помочь народу. Значит, надо составить краткое по духу,
по содержанию, как у Златоуста, такое толкование Слова Божия - и предложить
народу. Вот над этим он и трудился. Находясь в затворе, он получал письма и
отвечал на них. Он отвечал так, как требовало сознание совести, слово Божие и
сознание ответственности перед Богом. Все он изъяснял. Вот эти-то письма и
составили потом книги - "Путь к спасению". В них рассказывалось, как
начать христианскую духовную жизнь, и содержалось начертание христианской нравственности.
И Тихон Задонский, и Феофан Затворник усматривали единственную возможность -
подготовить народ к грядущим испытаниям, поскольку Слово Божие пробуждает наше
сознание.
Так точно и мы находимся в трудном
положении. В настоящем положении мы совершенно мертвы, инертны и внутренне
совершенно чужды друг другу. До тех пор это будет, пока не займемся тем делом,
о котором мы сегодня читали в Евангелии. Спаситель сказал Никодиму: "Надо
родиться свыше". Надо понять внутреннюю ценность. Работать над этой
внутренней ценностью, а что против - отвергнуть. А что мы видим? В церковной
жизни, в монашеской, нет совершенно этой работы внутреннего духа, то есть того,
чтобы в нас совершалось благодатное возрождение. Придут времена, когда тех
средств, которые мы теперь имеем - не будет. Материальные средства мы сейчас
имеем, но наступит время, когда Церковь Божия возжаждет материальных средств.
Комментариев нет:
Отправить комментарий